История развития транспозиции региональных мышц
Пластическая хирургия. История развития транспозиции региональных мышц. Е. Lexer и R. Eden (1911) выполнили первую транспозицию: они подняли 2 полоски передней порции жевательной мышцы от точки крепления и переместили одну полоску для верхней, другую – для нижней губы. Для восстановления движения глаза порцию височной мышцы поднимали от своего ложа, проводили вперед и разделяли пополам. Затем пришивали одну часть к верхнему, а другую – к нижнему веку. Результаты, которые получал N. Owens в 1951 году при использовании транспозиции мышц, в некоторых случаях были посредственны и удовлетворительны, а в других их эффективность была достаточно сомнительной. Плохие результаты, без сомнения, были связаны с повреждением иннервации перемещенной мышцы, ее атрофией, о чем нередко свидетельствовало отсутствие координированных движений реанимированного лица. Как правило, это проявлялось избыточными общими движениями во время жевания. Вместе с тем, когда нейроваскулярное снабжение транспонируемой мышцы сохранялось и когда выбирали наиболее оптимальную мышцу при соответствующих показаниях, уровень успеха и удовлетворение пациентов были достаточно высоки.
Виды мышечных транспозиций при лицевом параличе: А – техника Lexer с повреждением нерва жевательной мышцы, Б – методика McLaughlin удлинения височной мышцы с коронарным отростком через петлю из широкой фасции, В удлинение височной мышцы полосками височной фасции, Г – переключение грудино-ключично-сосцевидной мышцы, Д – перемещение подкожной мышцы шеи
Н. D. Gillis и D. R. Millard (1957) популяризировали использование для пересадки височной мышцы. J. Е. Sheehan (1935) описал удаление скуловой дуги для удлинения транспонированной мышцы, а также для уменьшения той степени деформации, которая связана с избыточной массой мышцы, перекинутой поверх скуловой дуги. Все эти технологии сочетались с использованием дополнительных полосок фасции для удлинения височной мышцы с целью обеспечения тяги для верхней, нижней губ и области комиссуры рта. Эта базовая техника продолжала иметь место в описаниях L. R. Rubin (1976 – 1977), R. Meyer (1977). Большинство хирургов убеждены, что височная мышца недостаточно длинна, чтобы достичь угла рта и области внутреннего кантуса без использования дополнительных удлинений. В 1953 году С. R. McLaughlin описал технику по отделению венечного отростка от нижней челюсти с прикреплением фасциальных лент к ней. Эту композицию он подшивал к комиссуре рта.
История развития транспозиции региональных мышц. Некоторые другие техники транспозиции подразумевают применение грудино-ключично-сосцевидной мышцы, которая была впервые использована V. Gomoiu (1913). Он подшивал грудино-ключичное место крепления этой мышцы к комиссуре рта. Недостатком этого способа было то, что каждое движение головой также натягивало угол рта. Е. К. Schottstaedt с соавт. (1955) описали технологию полной мобилизации грудино-ключично-сосцевидной мышцы путем отделения точек ее фиксации с сохранением нейроваскулярной ножки. Одна часть мышцы подшивалась к губам, а другая – к области околоушной железы и височной фасции. Как указывал Н. Conway (1958), ограничением данной методики было то, что мышца имеет очень большой объем, а также то, что нервно-сосудистая ножка достаточно коротка. Одно из его наблюдений закончилось неудачей вследствие тромбоза сосудов и некроза данной мышцы.
В настоящее время эта мышца очень редко используется, поскольку движения неестественные, осуществляются в некорректном направлении и мышца слишком большой толщины. Кроме того, достаточно других мышц с более высокой эффективностью.
Для того чтобы реанимировать парализованную бровь и лоб, W. Adams (1946) перемещал лоскут лобной мышцы поперек средней линии лба и подшивал его к парализованной брови. В 1975 году М. D. Edgerton с соавт. описали перемещение подкожной мышцы шеи для реанимации рта при синдроме Мёбиуса. D. Baker (1990) не использовал лобную и подкожную мышцы для реанимации лица и считал, что при этом имеются серьезные недостатки, а именно:
1. Направления сокращения мышечных волокон не соответствуют тем векторам, которые нужны для восстановления движений лица.
3. Обе мышцы не располагают достаточной силой для того, чтобы обеспечить адекватные движения лица, если сравнивать их с жевательной или височной мышцами.
Возможно также использование иннервируемого лоскута трапециевидной мышцы, но из-за своей массивности он может быть использован только для мягкотканных реконструкций и, возможно, при реанимации лица после обширных резекций опухолей лица.