Проблемы бизнес-леди: как не стать трудоголиком
Проблемы бизнес-леди обществу интересны. Большое количество денег привлекает к себе внимание и раздражает. Многим хочется верить, что они, эти "богатые", "тоже плачут", что у них есть масса проблем. А все только потому, что на бизнес-леди просто невозможно не обращать внимания: они социально активны. Между тем, скажем, преподавательница музыки или инженер в Институте – не менее интересный объект для внимания психологов. И от бизнес-леди их отличает только отсутствие мелких специфических проблем. Поэтому правильнее было бы говорить о проблемах профессионально ориентированных женщин вообще, то есть женщин, которые отдают множество времени и идентифицируют себя со своей деятельностью. Ведь и у владелицы своего предприятия, и у учительницы в школе есть определенный спектр общих проблем: работа, если женщина относится к ней серьезно, отнимает у нее большое количество сил, мыслей, творческого потенциала, времени. И, соответственно, все проблемы, с которыми сталкиваются профессионально-ориентированные женщины, можно условно разделить на "рабочие" и "личные".
"РАБОЧИЕ" ..."Как не стать трудоголиком?", пишет beauty-
Главная проблема для работающей женщины. В эту глобальную тему входит и вопрос – "а становиться ли?". С одной стороны, это, пожалуй, наиболее безопасная из зависимостей – она порождает уверенность в себе, жажду жизни, позволяет женщине чувствовать себя незаурядной личностью. Но, с другой стороны, "трудоголизм" ведет к ущербности остальных сторон жизни, прежде всего – личной, ведет к стрессам, перенапряжениям, ощущению несвободы и дискомфорта от этой зависимости. Как правило, в результате индивидуальной или групповой работы с проблемой "трудоголизма" психологи обнаруживают, что за ней прячутся совсем другие, личные, проблемы. Найти причину "трудоголизма", зависимости от работы,- это важная задача для профессионально-ориентированной женщины, для бизнес-леди.
"Игра на чужом поле".
Вторая важная проблема – неравные стартовые условия в бизнесе для мужчин и женщин. Она до сих пор актуальна в нашей все еще патриархальной культуре. Считается, что бизнес – дело мужское, что женщины не способны руководить, что быть лидером – не женское дело… В результате, для того, чтобы женщине получить равное с мужчиной уважение, ей нужно затратить усилий не столько, сколько мужчине, а в 2,5 раза больше! Это порождает свои психологические проблемы. И как правило, опять же не только рабочие (сложность проведения переговоров, конфликтность, агрессивность женщин в бизнесе), но и личные. Одна владелица брачного агентства жаловалась: "Очень трудно работать с бизнес-леди! Они думают, что если они заплатили в агентство определенную сумму, если у них есть определенные деньги, то уже ничего делать им самим не надо!". И, к сожалению, это – грустная правда: женщины выполняют ту же работу, что и мужчины, с тем же успешным результатом, коль уж они владелицы собственных предприятий или большие начальницы, и из-за этих занятий они впитали в себя традиционную мужскую роль, вернее, худшее из этой роли – они ожидают от мужчин того же поведения, которое ожидают состоятельные мужчины от девочек: ждут, что все их будут обслуживать, так как у них есть деньги.
Рассказанная выше ситуация и масса других являются результатами возникающего у женщин Ролевого конфликта. Существует как бы общеизвестное мнение, что "чем бы женщина не занималась, она должна оставаться женственной и очаровательной". И когда ей – просто по условиям бизнеса – приходится быть не очаровательной, начинаются высказывания типа: "Ну что вы от нее хотите – она же сутками вкалывает!" или даже хуже: "У нее что, месячные?!". Кстати, в американской культуре на такой сексистский выпад учебники по психологии рекомендуют женщинам отвечать: "Нет, я просто СЕРЖУСЬ!"
"В хозяйстве все должно быть в порядке!"
У многих женщин – в силу воспитания и традиций – существует установка, что у правильной женщины в квартире должна быть чистота, запас чистого белья, продуктов, ребенок должен быть здоров. К этой установке добавляется "советское чувство долга" – семье, государству… И вот у женщины возникает ужас, что все течет мимо нее, жизнь неуправляема. Да, женщина действительно социально обучена отвечать за множество мелочей. Но эта перфекционистская установка часто переносится женщинами и на работу. Степень обеспокоенности становится выше, так как в любом деле есть гораздо большее количество вещей, чем в доме, которые не могут быть подконтрольны одному человеку,. Из-за стремления держать лично под контролем абсолютно все женщинам гораздо сложнее на работе делегировать полномочия. Перестройка и осознание того, что есть вещи, про которые нужно беспокоиться не самой, требует большого количества усилий. Более того: этому просто нужно учиться, если есть такая возможность, и для этого существуют специальные тренинги. Какую же опасность таит в себе стремление "сделать все лучше всех"? Постоянное стрессовое состояние женщины-руководителя, как минимум. Кроме того, это совершенно явно вредит работе: не успевая за всем уследить, но не отдавая руководство подчиненным, женщина проигрывает в бизнесе! В западной культуре эта проблема существует тоже. Создан даже психологический термин "комплекс суперженщины": "идеальная мать, дочь, жена, хозяйка, начальник". Сама по себе потребность в высоких достижениях во всем и сразу – не очень здоровая. Нужно умение где-то сказать себе "стоп" или "я сделаю это так, как делаю Я!", развить в себе, если можно так сказать, "здоровый пофигизм"! И главное умение, которое надо развивать – не умение "прыгать как можно выше", а умение самой устанавливать планку! А в разумных пределах женское внимание к мелочам и стремление к совершенству – не минус, а плюс бизнес-леди. И довольно скоро всем придется привыкнуть, что есть работы, где женщины, в силу такого стремления контролировать мелочи, будут успешнее мужчин: например, работа в туристических фирмах или с недвижимостью, решение многих финансовых вопросов.
ЛИЧНЫЕ
Личные проблемы бизнес-леди бывают такие же, как и у их "домашних" подруг. Это семейные проблемы, проблемы непонимания с детьми, неудовлетворенность собой, одиночество. Но в силу занятости по работе и нехватки эмоциональных сил для общения с близкими, у них эти проблемы особенно обостряются. Дети, на которых не хватает времени, мужья, которым требуется "излить душу" кому-то, а вместо этого они вынуждены в лучшем случае коротать время у телевизора, а в худшем – выслушивать жалобы на работу от жены. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов самолюбия мужей – не всякий мужчина спокойно перенесет, когда рядом – сильная, независимая, обеспеченная женщина. В результате – проблемы в семье. А ведь проблемы в семье неизбежно отражаются на ведении бизнеса!
Но у тех, у кого семьи нет, ситуация не лучше. Бизнес-леди не так-то просто и вступить в брак – новый или первый. Часто то сопряжено с неуверенностью женщин в себе: они не воспринимают себя как привлекательных женщин, зная, подозревая и часто ошибаясь, что мужчины видят в них лишь партнера по бизнесу.
В результате они не умеют себя преподнести, не владеют чисто женскими способами общения с мужчинами – и опять мы возвращаемся к проблеме "ролевого конфликта": они ведут себя как мужчины, одеваются, как мужчины и думают, как мужчины. Такая потеря идентификации бывает очень мучительна. И с ней также необходимо отдельно или в группах работать.
Но даже если мы говорим о классическом типе бизнес-леди – о женщинах, знающих себе цену, смелых, решительных, эффектных, привыкших общаться с мужчинами на равных – у них тоже не все так легко! Подумайте, какие мужчины могут соответствовать им? Современные дух и норма предпринимательства – молодая, опасная субкультура. Она окрашена отчетливым привкусом подростковых явлений: резкое деление на чужих и своих, агрессивность, ориентир на получение результата "сейчас". Это создает сложности и в работе, и в личной жизни: успешной женщине сложно встретить взрослого мужчину. Их, взрослых по-настоящему: способных отвечать за все свои поступки, заботиться о находящихся рядом, подставить сильное плечо, – и вообще-то немного, а в среде, которая запрашивает как основное свойство подростковость, – и подавно! Другой тип мужчин, которые могут оказаться рядом – и часто оказываются – "маменькины сыночки".А нужны ли бизнес-леди "сыновья"? Если с помощью психолога изменить внутреннюю порочную установку, традиционную, к сожалению, для нашей культуры, когда женщина занимает по отношению к партнеру позицию матери, удивительным образом меняется круг потенциальных партнеров женщин.
Другая проблема: мужчинам сложно принять, что женщина умеет, может, знает не меньше, чем они. Вот и получается, что, с одной стороны, бизнес-леди пытаются искать себе "спутника жизни" среди бизнесменов, тяготеют к социально-близким кругам, а с другой – в своей среде нашим успешным женщинам не на что рассчитывать!
Кроме того, многие успешные женщины и не хотят устанавливать долгосрочные близкие отношения с мужчинами бизнес- круга. Они хорошо себе представляют ту норму обращения к женам и подругам, которая установилась в среде наших бизнесменов, и они их не устраивают. Поэтому опять же часто женщины принимают "мужской" вариант решения вопроса. Типичный пример – ответ некой бизнес-леди на вопрос о том, как она проводит свободное время: "Как? Природа, собаки, мужчины…". В этом ответе не было обесценивания, но для этой дамы мужчины занимают ту же нишу, которую занимают женщины у ее коллег – "отдых воина". Как правило, многие бизнес-леди имеют опыт "традиционного" решения проблемы: у них позади традиционная семья, где они были женой, готовящей обеды и ждущей мужа… И они не готовы возвращаться в уже пройденную нишу, а новой пока нет!
Другая сторона проблемы одиночества – боязнь женщины потерять свою свободу. У успешных женщин возникают большие проблемы, когда кто-то пытается контролировать их жизнь. Вот пример: успешная женщина завела романтические отношения. И скорбит, что их, видимо, придется прекращать: "Все замечательно! Но он, например, говорит, что повезет меня на Канары. А я говорю: "Во-первых, что значит "я тебя повезу?!". Я сама поеду! Во-вторых, в эти числа у меня как раз сдача нескольких новых проектов. А в-третьих, как это можно так распоряжаться моим временем?!". Здесь явно, во-первых, стремление к самостоятельности принятия решений и к равноправию с мужчиной. А во-вторых, отчетливое понимание, что своим бизнесом распоряжается только она сама, следовательно, например, она не может, сославшись даже на самые уважительные причины, поехать в отпуск: это ее предприятие, это ее дело, ее детище! Когда женщина борется за свою самостоятельность, ей необходимо помнить о физиологических особенностях: какой бы она крутой не была, она – женщина, и самостоятельной и независимой ей тоже надо учиться становиться по-женски! С проблемами личной свободы, личной защиты бизнес-леди учатся справляться, но порой – от безвыходности – весьма нетрадиционными способами. Так одна клиентка жаловалась, что узнала о измене мужа. На вопрос:"И что ты сделала? Разобралась с той женщиной?", она ответила: "Нет, я открыла отдельный счет в банке!"
Если принять тезис, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля", главной проблемой профессионально-ориентированных женщин является то, что у них нет покоя. Воли у них больше, чем у жены в тапочках. Но мы должны особо отметить, что среди деловых женщин не больше несчастных, чем среди неделовых. Преимущество бизнес-леди в их умении и стремлении решать свои проблемы, с одной стороны, и возможности решать их, в том числе и финансовой – с другой. Женщина, которая понимает, что она запуталась в собственной жизни, что ей нужен советчик, женщина, привыкшая, однако, во всем доверять специалистам, делает правильный выбор, отправляясь на индивидуальную консультацию к хорошему психологу либо в одну из психологических групп. Там, с одной стороны, совершенно самостоятельно, а с другой – пользуясь подсказками таких же, как она, женщин, профессионального психолога, бизнес-леди может многое понять в своей жизни. А поняв, сама изменить в ней то, что ее не устраивает, не дожидаясь, когда это сделают мужчины или произойдет, как в сказке, само собой.
Все проблемы, с которыми наше общество столкнулось только что, были пройдены женщинами на Западе. Они давно прошли "школу выживания" в мире, где господствуют мужские ценности. Большую помощь в этом оказали женские группы личностного роста и индивидуальные консультанты. В западной культуре стало нормой, что у успешных женщин есть свой психолог, так же, как свой парикмахер или дантист. Второй по частоте темой обсуждения в светских разговорах бизнес-леди является тема личностного роста. Это и не удивительно: если нам нужно что-то исправить в доме, мы зовем специалиста – электрика, сантехника, если болят зубы – мы идем к дантисту. Если же у человека есть ощущение некомфортности в жизни, желание что-то изменить, решить свою проблему – есть способ это исправить. Западные женщины это уже знают, русские – начинают узнавать. Но здесь есть пока одна проблема, которая касается, к сожалению, нас, психологов – многие женщины приходят к нам после психологов – недоучек, непрофессионалов, и честно признаются, что если бы случайно они не попали к нам, они бы считали, что психологи им помочь не могут. Если Вы решили заняться собой, своими проблемами – тщательно выбирайте специалиста, к которому Вы обращаетесь, иначе Вы можете получить не помощь, а дополнительные проблемы.
Про первое поколение западных бизнес-леди говорят, что они много принесли в жертву, так как боролись с огромным сопротивлением среды. Первое поколение всегда страдает, так как оно прорубает просеку. Думается, что, так же, как это случилось на Западе, следующее поколение найдет разумный баланс между личной жизнью и работой, между мужчинами и женщинами в бизнесе, найдет свое место в жизни.
Большинство бизнес-леди на вопрос, а выбрали бы они что-то другое, если бы начинать сначала, долго думают, видно, как мелькают в их глазах предложения от арабского шейха и тому подобные возможности, но потом они с извиняющимся видом говорят: "Я бы много сделала по-другому, но в целом – нет!" А это значит, что в целом – они могут и должны быть счастливыми!